Суббота, 18.05.2024, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Radii, Юлия  
Форум » Дополнительная информация для получающих курсы школы » АНАТОМИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА » М Е Х А Н И З М Ы С О З Н А Н И Я
М Е Х А Н И З М Ы С О З Н А Н И Я
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:10 | Сообщение # 1
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
М Е Х А Н И З М Ы С О З Н А Н И Я

Сознательно человек принимает решение (посмотреть телевизор или почитать книжку?), ставит задачи перед своим разумом (куда поехать отдохнуть?), контактирует с окружающим миром или по-гружается в свой внутренний мир (мечтает). О сознании человек привык думать в терминах: воля, личность, характер. Так привык, что пытается воспитывать, давать советы, обращаясь к сознанию. Хотя и бывает разочарован результатами своих усилий.
Почти каждый среди своих знакомых имеет кого-то, кто постоянно опаздывает. Наверно, про-бовали переубедить его. Он мог это обещать, при этом оправдываясь различными обстоятельства-ми, мог иногда прийти вовремя, но ничего из этого не вышло - опаздывает как и раньше. Если бы нашли лекарство против опоздания, этот человек был бы одним из первых, кто воспользовался бы им. Но, к несчастью его и людей, которых неоднократно подвел, нет еще такого лекарства и не най-дено вируса, который приводит к опозданиям. Может, это звучит нелогично, но в свое время в амери-канской прессе появилась статья о том, что вроде бы нашли вирус усталости. Сегодня мы знаем, что усталость, так же как и опоздания, спровоцирована взаимоотношениями критериев оценки конкретно-го человека. Приведём еще одно полусерьезное объяснение того, почему сознание в большинстве случаев не имеет влияния на поведение.
Вообразим себе короля, который управляет какой-либо страной. На чём основано его управле-ние? По большому счету - это наблюдения, советы и решения дворян. Сам король не принимает решений, так как это требовало бы одновременного участия во всех делах королевства. Наше созна-ние, как и король, также всего не решает и имеет свою волю только в той степени, в какой ей позво-ляет аналитический ум.
Итак, сознание - это продукт деятельности разума. Этим мы подходим к кажущемуся противо-речию.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:11 | Сообщение # 2
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Действительно, сознательно человек способен на многое, но на печальном опыте знаем, что не всегда. Почему? Давайте рассмотрим это на примере опоздания. Что означает фраза “не опазды-вай”? Ведь это не значит, что следует прийти в точно назначенное время, это касается также нашей способности планировать распорядок дня. Поэтому “перестать опаздывать” означает, что нужно в какой-то мере изменить образ жизни. Иными словами, слово “опоздание, так же как и многие другие слова” весьма информативно. В этом месте мы подошли к одному важному выводу.
Сознание как явление, свойственное человеку, есть результат сверхбольшого уплотнения ин-формации (так называемой способности к обобщению) и на основе этого стало возможно моделиро-вание процессов приводящих к решению определенных целей и задач. Животные не могут опериро-вать обобщением в такой степени (разница составляет 109 , 1012 раз), как человек. Так же не могут этого делать недоразвитые дети (Например, "связать" стул, стол, шкаф в понятие "мебель"). Это один из важнейших эволюционных факторов, который отличает людей от животных. Рассмотрим, что же сознательно может и чего не может человек, обратясь к механизмам сознания.
Сознание - это явление одновременной связи наиболее важных показателей всего организма. К показателям мы, прежде всего, причисляем каналы восприятия информации, их оценку, управление физической и умственной деятельностью организма. Рассмотрим эти показатели в краткой форме.
Информационные каналы:
к.1- Ощущение своего организма (тела), в том числе сенсорные каналы восприятия движения, дыха-ния, глотания и т.д.;
к.2 - Чувство равновесия - связан с к.1, хотя и является отдельным каналом восприятия;
к.3 - зрительный;
к.4 - звуковой;
к.5 - обонятельный;
к.6 - вкусовой;
к.7 - тактильный;
(каналы к.37 обеспечивают контакт с внешним миром)
к.8 - память ИКО, т.е. стандартная память человека;
к.9 - память дневная (дополнительная).
Информация с этих каналов анализируется в следующих группах ИКО:
гр. А - оценка всех показателей на основе ИКО, в том числе управление их важностью (приоритетом);
гр. В - аналитическая часть ИКО - условное обозначение мыслительной способности разрешать за-дачи и проблемы, в том числе связанные с жизненными ситуациями;
гр. С - управляющая часть ИКО - управляет в основном простыми и сложными действиями, некото-рыми функциями организма (например, дыханием);
гр. D - группа ИКО связанная с планами, целями и задачами на будущее (в тексте будет встречаться также символ к.D обозначающий информационный канал памяти этих групп ИКО).


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:12 | Сообщение # 3
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Каналы восприятия (1,2,3,4,5,6,7,8,9,к.D) названы нами единицами внимания.17 Их может быть больше или меньше в зависимости от того, как их рассматривать и подразделять и что относить к их числу.
Смысл заключается в том, что всё максимально возможное внимание человека принимается за 100% и распределяется между показателями в соответствии с их приоритетом. Если они одинаково важны, то на каждый канал восприятия приходится 10% от общего внимания. Если какой-то канал станет более важен, чем другие, то он заберёт на себя и больший процент внимания. Например, во время обдумывания серьёзной проблемы ей будет посвящено 80% внимания, а окружающему миру только 20%. В другом случае, например во время еды ей уделено будет 70% внимания на вкус, обо-няние и зрение (к. 3,5,6).
Это не обязательно, что каждый показатель требует 10% внимания, может быть и 1%, если по данному показателю будет сигнал типа: “все в порядке”. Такой сигнал мы не чувствуем буквально, попросту этот канал восприятия не будет анализироваться (см. приложение 1). Все внимание чело-века, пожалуй, можно сравнивать с экраном телевизора. На него можно вывести 1 или 20 показателей (образов) одновременно. Но для того, что бы что-то получше рассмотреть, приходится давать его крупным планом, вытесняя, тем самым другие данные. Если мы немного понаблюдаем за “экраном сознания” другого человека, то увидим, как на нем постоянно меняется изображение. То ярко и крупно высвечивается один показатель, а другие мало заметны, то на "экране" появляются несколько показателей средним планом, и всё постоянно находится в движении. Точно так же, наблюдая мета-болизм мозга методом компьютерной томографии (ПЭТТ-сканирование), мы видим постоянные из-менения активности коры 4.
Для того чтобы продолжить обсуждение сознания, рассмотрим выше перечисленные показате-ли еще раз более подробно.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:13 | Сообщение # 4
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
К.1 - Ощущение своего тела.
В нормальном состоянии проверить этот показатель можно, спросив: “Как себя чувствуешь?” Если что-то с организмом не в порядке, то этот показатель может “забрать” на себя львиную долю внимания пропорционально степени дискомфорта и объему пораженного участка. Например, легкую царапину можно проигнорировать, сильная же головная боль приводит к тому, что “ни думать, ни делать ничего не хочется”, т.е. окружающий мир мало интересен. Если же все в порядке, то обычно человек не обращает внимания на внутренние ощущения организма.
В основном этот показатель оценивается с двумя другими показателями к.2 (чувство равнове-сия) и к.7 (тактильные ощущения), в этом случае простые функции организма (ходьба, сидение, ле-жание, прием пищи и т.д. по к.1) забирают на себя одну единицу внимания (10% и менее).18
К.3 (зрительный), к.4 (слуховой), к.5 (обонятельный), к.6 (вкусовой), к.7 (тактильный) - различа-ются только родом принимаемой информации и достаточно хорошо описаны в современной литера-туре. Одновременная оценка этих показателей возможна на уровне одной градации сигнала типа норма - не норма. Уже при двух градациях сигнала по этим каналам количество информации превы-шает возможности внимания человека в 1,5 раза. Поэтому одновременно эти показатели сознательно не воспринимаются, только выборочно.19
К.8 - это память ИКО гр. А, В, С. Информация, находящаяся в этой памяти, уже проанализиро-вана и используется как основа анализа (в режиме обычной памяти, воображения).
К.9 - память дневная. Информация, которую содержит эта память, ещё будет анализироваться, поэтому она доступна только как воспоминание.
Сознательно эти памяти не различаются, кроме как по известной поговорке “Утро вечера муд-рее”.
К. D - память на будущие планы, цели, задачи. Отличается от к. 8, 9 тем, что в ней содержатся только данные, которые касаются будущих действий человека и биологических функций организма. Поэтому сознательный доступ к ней ограничен только теми данными, которые человек осмыслил и вложил в неё. В повседневной жизни эта память проявляет себя приблизительно так: “Только что вспомнил - нужно сделать...”.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:14 | Сообщение # 5
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Некоторые планы, которые человек осмысленно попытается заложить в эту память, могут быть проигнорированы, если они противоречат вторичным целями и задачами. Это как раз тот механизм, который носит название судьбы.
Одновременное участие показателей во внимании человека, таких как к.9. к.8 и к.D, а также любой информации из к.17 создает эффект жизни во времени. Действительно, это прошлое, на-стоящее и будущее, хотя вся информация присутствует в одно и тоже время. Извлечение информа-ции из к.9 (либо к.8) памяти на фоне к.17 (текущей информации) принимается нами как воспоминание.
Гр. А, В, С, D - группа ИКО, осуществляющая контроль и управление организмом человека. Практически не осознается и не воспринимается, хотя именно этот механизм человек принимает за свое сознание (а заодно и за свою душу). Доказательством этому послужит такой опыт (Не советуем его проводить - просто прочтите).
Кого-нибудь попросим подумать о том, о чём он думает, о своих мыслях, о том, чем он думает, просьбой типа “следи за своими мыслями”. Попросим проанализировать, как он “следил” за своими мыслями. Если он окончательно не запутается, не впадет в оцепенение, то придет к одному из видов медитации, когда “в голове ни одной мысли”. Но это не означает, что он начал анализировать и воспринимать свои ИКО.
Можно также проделать упражнение, касающееся гр. ИКО С.20 Вообразите, что поднимаете ру-ку. Действительно поднимите руку. Проделайте это несколько раз. Кроме ощущения в руке и зри-тельной информации о движении – определите, какая разница существует между этими двумя дей-ствиями? Даже несколько часов такого занятия не дадут возможности узнать этот механизм.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:15 | Сообщение # 6
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Человек не воспринимает, не ощущает и не осознает свои ИКО – вследствие этого так долго существовала тайна сознания.
Иногда все-таки кому-то удается ощутить проявление части своих ИКО, правда, в весьма не-благоприятных для этого ситуациях, например, во время сильного стресса, неприятных переживаний по поводу чего - то или кого - то, когда человек постфактум удивляется “почему я так поступил?”. Но это весьма критическая ситуация для организма, когда некоторые критерии разумом выделяются на фоне остальных. Следует также знать, что появляется только верхушка айсберга. Поэтому будем считать, что в нормальном состоянии собственные ИКО человеком не воспринимаются (наличие са-мокритики и “копания в своих мыслях” мы не относим к нормальному спокойному состоянию).
Теперь перейдем к характеристике основных взаимосвязей между показателями.
К гр. А. В. С. D во время бодрствования поступают данные из информационных каналов. Это и есть нормальное состояние сознания (когда человек знает, что существует, ощущает окружающий мир и может планировать своё будущее). Допустим, он в небольшой мере оценивает окружающую обстановку (один из каналов к.17). У него при этом остаётся приблизительно 9 свободных единиц внимания, которые в психологии из-за своих свойств именуются памятью кратковременной с инфор-мационной ёмкостью 7±2 ед. Поскольку в этих свободных единицах внимания информация постоянно меняется, то создаётся эффект её краткосрочного хранения. (У разума находятся более важные дела, чем сознательное желание особы постоянно держать в поле внимания то, что уже проанализи-ровано.) Серьезное объяснение этого феномена основано на динамическом принципе построения механизмов анализа. Так, например, если зафиксировать мышцы глаза, то глаз как бы слепнет, т.е. перестает воспринимать изображение. Поэтому чтобы видеть глаза должны быть в постоянном дви-жении (микро движениях). Также смотрите объяснения этому в конце главы


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:16 | Сообщение # 7
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
”Межклеточные меха-низмы”.
Если человека попросить вспомнить, сколько предметов он видел, то он назовёт 9 предметов (при идеальном условии, что ничем другим его внимание не поглощено, т.е. он здоров, не имеет ка-ких – либо ближайших планов и, допустим, удобно лежит). Если он обратит внимание на слова экза-менатора, будет волноваться по поводу своей внешности, подумает о своих планах и проблемах, то 34 перечисленных объекта будут его максимумом. В связи с этим известна способность некоторых индивидуумов вспоминать более 100 виденных объектов. Но это достигается специальными трени-ровками по умению последовательно извлекать информацию.
Обычно приоритет постоянно поступающей внешней информации достаточно высок для разу-ма, и это помогает организму правильно ориентироваться в окружающем мире. Если человек на что-то обратит внимание, то тем самым он зафиксирует информационный приоритет.21 Чем больше внимания будет посвящено каким-либо данным, тем выше вероятность, что эти данные впоследствии можно будет сознательно извлечь из памяти. Кроме сознательного приоритета, обусловленного вниманием, существуют также информационные приоритеты иного рода, находящиеся вне созна-тельного контроля, и в этом случае поступающая информация может приобретать скрытую важность. (Например, "корни" привычек имеют скрытую важность). От совокупности этих процессов зависит: можно ли сознательно извлечь определённые данные из памяти или нет; что мы помним и что забываем; наш жизненный выбор и многое другое.
Обычно приоритет постоянно поступающей внешней информации достаточно высок для разу-ма. А что произойдет, если по каким-либо причинам один из показателей (к. 19, к.D) займет значи-тельную долю внимания, например, вследствие перегрузки психическими барьерами либо обилием входной информации, которой он придает одинаково важное значение (сознательно это воспринима-ется как растерянность)? Тогда по другим показателям организм будет действовать автоматически относительно механизмов ИКО.
Например, кто-то, целиком погруженный в свои проблемы и не обращающий внимания на ок-ружающую обстановку, переходит дорогу. Если в этот момент будет проезжать машина, то он либо автоматически увернется от опасности, либо не успеет даже сообразить, что происходит.
В памяти ИКО записаны различные ситуации и способы обработки их - он дает мгновенную оценку и также мгновенно реагирует организм, ведь в критических ситуациях нет времени на анализ. Не было бы такого механизма - не было бы вообще никакого спорта, скоростного транспорта, даже речи. Поэтому в момент поступка или действия оценка на него либо снижена, либо вообще отсутст-вует. Это тот самый механизм, благодаря которому человек не глохнет, когда кричит, не замечает, что зол и т.д. Привычка имеет те же причины, поэтому и искоренить ее трудно. Вообще говоря, сис-тема ИКО так взаимосвязана, что изменить что-то в ней чрезвычайно трудно, тем более, что она представлена в мозге межнейронными связями. Поэтому человеку гораздо легче и приятнее думать, что во всем виноват кто-то либо что-то, например вирус усталости или опоздания, лишь бы не “ко-паться в самом себе”.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 07:17 | Сообщение # 8
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Подведем итог.
Итак, сознание как явление наблюдаем тогда, когда есть контакт между анализатором инфор-мации, т.е. группой ИКО, и каналами внешней и внутренней информации.
Никакой разницы в аспекте сознания как механизма между взрослыми людьми, младенцами и животными нет. Разница есть на качественном уровне. Человек может оперировать информацией через обобщение в триллионы раз большей, чем животное, что дает огромный качественный скачок и приводит нас к тому понятию сознания, каким обладает современный человек. Но, наверное, это не предел, если учесть, что число “молчащих” нейронов в коре превышает 90%, и также известно, что число нейронов в раннем возрасте значительно больше, нежели у взрослого организма (Швырков, (11)). Даже если их и не 90%, а только 30 - 40%, то и тогда у человечества есть ещё в будущем внут-ренние резервы для совершенствования. Остаётся добавить: для того чтобы реализовать этот по-тенциал, необходим качественно новый подход к воспитанию и обучению.

17 Название “единицы внимания” выбрано нами с учетом следующих моментов:
а) каждая единица - это какой-то определённый канал восприятия информации (например, зрительный);
в) каждая единица символически определяет одну задачу, проблему или тему направления анализа, например, если говорится об объектах, то это одна единица, если объекты и их цвет - это две единицы внимания и т.д.;
с) если человек приобретёт какую-то способность, неважно в какой области (например, новый способ хождения или дифференцирования многочлена), то эта способность займет у него только одну единицу внимания (меньше 10 % от его общего внимания) во время её использования. Для примера, в период усвоения этой способности требуемое количество внимания может быть и 80% вне зависимости от времени. В этом смысле концентрация внимания означает - сколько времени человек может удерживать определенный процент внимания на конкретной информации и ее анализе.
18 Имеются в виду ритмические либо однообразные действия. Если необходимо изменить направление движения, встать или сесть, то доля внимания в этот момент увеличивается.
19 Некоторые градации сигналов: слух - тембр, длительность (2 градации), зрение - форма, цвет, расстояние (3 градации); вкус - кислый, соленый, горький, сладкий (4 градации) и т.д. - это так называемые субмодальности.
20 Многие эксперименты с ИКО без знания этого механизма и того, что с ним можно делать, небезопасны. К экспериментам можно также отнести употребление наркотиков, в том числе ЛСД и алкоголя. Некоторым нравится состояние, когда все главные механизмы разума перепутались и работают по-другому, они думают, что таким образом избавятся от психического барьера.
21 В разуме приоритет формируется в гр. А и D ИКО.


Все в этой жизни возможно...
 
Форум » Дополнительная информация для получающих курсы школы » АНАТОМИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА » М Е Х А Н И З М Ы С О З Н А Н И Я
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Сайт модерируется под управлением Ro-n Computers