МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ
| |
Юлия | Дата: Четверг, 09.12.2010, 09:32 | Сообщение # 1 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
| МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. Каким образом у человека работает память? Посмотрите, пожалуйста, на эти знаки: + - х ? ! Едва посмотрев на них, вы уже знаете, что они обозначают и как ими пользоваться. Одного взгляда хватило, чтобы понять, что это такое, - так работает Обычная память. Если вы готовы этими знаками воспользоваться, то это ваш опыт. Когда человек что - то читает, видит, слышит и т.д. и мгновенно понимает - то это благодаря тому, что память также мгновенно поставляет ему всю необходимую информацию для анализа. Это первое направление работы памяти. Попросим кого-нибудь вспомнить какую-либо ситуацию. Например, кто-то кому-то дарил цветы. Прошло некоторое время, и надеемся, что человек эту ситуацию вспомнил и прекрасно отдает себе отчет, что это было когда-то (не сию минуту) - этот процесс называется Воспоминанием (второе направление работы памяти). Воспоминания бывают разными: произвольными и непроизвольными; поверхностными и глубо-кими; эмоциональными и безразличными, – они занимают всю шкалу от смутного ощущения, что “что-то было”, до глубокого эмоционального восстановления всех нюансов ситуации. Например, в случае с цветами может вспомниться их цвет, запах, тема разговора, могут присутствовать те же ощущения, мысли, что и тогда, и наконец человек целиком как бы окажется в переживаемой ситуации, перестав обращать внимание на реальную обстановку и время. Будем считать, что это максимально возможное по глубине воспоминание и обозначим его как “maxВ” (это обозначение нам позже приго-дится). Попробуйте в мыслях составить букет из роз: красной, белой, желтой. Налейте в вазу воды, по-ставьте туда букет и украсьте им стол. Если цветы, вазу, стол вы взяли из различных жизненных си-туаций, то этот процесс называется Воображением. Считается невозможным вообразить то, что человек никогда не видел, не слышал, о чем не читал, с чем не встречался каким-либо образом раньше. Можно вообразить себе объекты или ситуации, которые реально не существуют, но их со-ставляющие известны из прошлого жизненного опыта.1 А поскольку любой человек обычно многое видел, то и возможность воображения у него практически не ограничена. Итак, наша память может работать в различных направлениях: 1. Обычная память - почти мгновенная оценка приходящей информации, 2. Воспоминание - как правило, имеет место тогда, когда необходима дополнительная информация, 3. Воображение - основа творчества. Если трудно что-то сразу понять, начинаем вспоминать. В разговоре с давним приятелем можно сильно погрузиться в минувшие события, пока кто-то не выведет из этого состояния словами типа: “Когда это было?! Ну ладно, пора что-то делать". Иногда мечтаем. Итак, в зависимости от наших потребностей, сложности задания, проблем и наличия свободно-го времени память переходит с одного режима на другой. Существуют различные виды памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, вкусо-вая и т.д. Между собой они связаны и могут выдавать информацию вместе либо порознь. Например, можно использовать один вид памяти слуховой и восстановить содержание разговора, его интона-ции. Либо, что мы сегодня ели, и какой был при этом запах (память вкусовая и обонятельная). Если перечисленные виды памяти работают вместе, то восстанавливается конкретная ситуация.
Все в этой жизни возможно...
|
|
| |
Юлия | Дата: Четверг, 09.12.2010, 09:32 | Сообщение # 2 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
| Существует еще один вид памяти - аналитическая. Это та, в которой собираются мысли, ощу-щения, выводы. Она также связана с другими видами памяти, но в отличие от них используется чаще. В основном в этой памяти впечатления и личное отношение к предметам, другим людям, темам. Посмотрите на примере, как взаимодействуют различные виды памяти: - Ты встречалась вчера со своим новым (память аналитическая) знакомым? - Да! Он предложил мне поехать на море в воскресенье (память слуховая). Был в таком модном (память аналитическая) красном костюме (память зрительная) и угощал кофе, который был очень (память аналитическая) сладкий (память вкусовая). - Да ну! (память аналитическая). - А я сказала, что подумаю (память слуховая). Операции с памятью протекают очень быстро. Пирамида Хеопса - сколько времени ушло на понимание этих слов? Деньги - дорогой читатель, когда в первый раз вы услышали это слово? Смо-жете указать дату? Хотя память для вас зарегистрировала этот термин тогда, когда вы еще не умели разговаривать. Обычно считается, что если что-то случилось когда-то, то это находится в прошлом времени и для того, чтобы вспомнить необходимо идти вспять по времени. На самом деле субъективное ощу-щение времени существует только в нашем сознании либо в воображении. Не “идем” за происшест-виями в прошлое, мы лишь обращаемся к нашей памяти, которая (как магнитофонная кассета) по-стоянно с нами в нашем мозге. Общепринято также считать, что очень много информации человек забывает. К счастью, это не так - в истории много примеров, когда люди попадали в различные окружения и места на земле и не только не забывали своих знакомых, свой язык, навыки - напротив, бывало, что память у них сильно обострялась. Неприятные ситуации тоже не забываются - попросту мало кто из людей ставит перед собой цель - помнить их. Кроме того, специальными методами, возможно "воспроизведение“ давным - давно забытых ситуаций из прошлого с различными подробностями.2 Получается так: что бы мы не думали о нашей памяти, хотим мы этого или нет, в памяти при-сутствует информация всей нашей жизни с достаточно большой точностью. В этом смысле все дан-ные одинаково доступны для разума. Одни люди имеют хорошую, другие плохую память. Первые без труда могут припомнить, когда, с кем разговаривали, другие могут не вспомнить даже факта, что разговор был. Почему так происхо-дит? На данном этапе этой книги для лучшего понимания полезно ввести такой термин как “заблоки-рованная память”, хоть это и абсолютно условно. Под этим понятием имеется в виду, что одна ин-формация перекрывает доступ к другой. Проведём эксперимент. Одного человека с помощью гипноза введем в транс. Во время этого сеанса покажем ему несколько предметов, но при этом внушим, что он видел облака. Если после сеанса спросим его, что он видел, единственное, что он вспомнит, это будет небо с облаками. Мало этого, если внушение не убрать, то он в дальнейшем как бы перестанет обращать внимание на предметы, показанные во время сеанса, при этом мысли его будут “витать в облаках”. (Стоит добавить, что данный пример приведен для прояснения сути явления и отнюдь не демонст-рирует “возможности гипноза”.)
Все в этой жизни возможно...
|
|
| |
Юлия | Дата: Четверг, 09.12.2010, 09:32 | Сообщение # 3 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
| А вот другие примеры. Пригласим нашего знакомого на прогулку, не говоря ему, что проводим эксперимент. Когда вернемся, спросим, что видел. Окажется, что он не помнит многих моментов, на которые мы обрати-ли внимание. Кроме того, может оказаться, что он назовет некоторые ситуации, которые мы не заме-тили. Тут дело не в плохой памяти, а в оценке окружающего мира - что было важно для него, и что было важно для нас. Отсюда вывод: на что обращаем внимание, то и помним. Иногда нам, что-то нужно запомнить, например задание в школе, но бывает так, что даже после многократного повторения эту информацию нельзя извлечь из памяти. Все это зависит от действи-тельной важности информации для нашего разума, и в незначительной степени от наших мыслей по этому поводу. Пытаясь запомнить, можно твердить себе бесконечно, что “это нужно запомнить”, а если при этом будет еще и мысль “вдруг не получится”, то в результате в памяти и останется “вдруг не получится, это нужно запомнить”, но не фактически тот материал, который был нужен. При этом многократно повторенный материал тоже будет находиться в памяти, но под рубрикой ”маловажные сведения”. В зависимости от того, какого вида память у человека заблокирована, каждый применяет свой способ заучивания и припоминания. Один хочет прочитать текст, посмотреть на различные графики - говорим, что он имеет память зрительную, другой желает послушать лекцию, а третьему необходимо все понять, интерпретировать по-своему, так как он может вспомнить только осмысленное им. Следующий пример, когда информация из памяти приходит с опозданием. Одна дама смотрит телевизор и из рекламы узнает о новом стиральном порошке. Ее беспокоит качество стирки, поэтому она решает купить и опробовать этот порошок. В момент рекламы из памя-ти пришла информация: - порошок - это ........................ - стирка - это ........................ и так далее. Пока все в порядке - память прекрасно сработала и женщина знает, что такое стирка. Дальше в этой программе поют песню на иностранном языке. Дама пробует понять смысл, но пока припоминает значение некоторых слов - песня окончилась. Когда информация запаздывает, процесс понимания оказывается заторможен в сотни раз. Иногда, встречая на улице знакомого, вы сразу чувствуете к нему свое отношение, хотя спустя минуту оно может измениться - таким образом сработала память, добыв для вас дополнительные данные, хоть и с опозданием. Вот новый участник играет в “Поле чудес”. Хорошо подготовлен, много читал и видел перед этим, но сам факт публичного выступления приводит его в состояние, когда он не может назвать ни одного слова, теряется и в голове пустота. После окончания телетурнира все знания вновь к нему возвращаются. Можно приводить еще множество примеров, и все они будут казаться очевидными, да, в жизни так бывает: память подводит, нервничаем перед экзаменами, выступлениями и вообще человек не-совершенен и т. д. В этом разделе мы постоянно подводили нашего уважаемого читателя к мысли, что дело не только в памяти как в некоем хранилище информации. То, что мы можем вспомнить или что “забыва-ем”, определенно связано с нашим разумом, с тем, как мы мыслим. Ниже помещен материал о том, как устроена память в виде блок-схемы с описанием. Читатель может сразу перейти к описанию механизмов разума или расширить свои знания еще и материалом приложения. 1 Всевозможные известные и малоизвестные способности ясновидения, телепатии и т.д. в этой книге не рассматриваются, так как, по нашему мнению, это не механизмы. 2 Вообще говоря, если информация попала в разум, то она не исчезает и не стирается при условии невредимости мозга. Обычно трудности воспоминания связаны в основном с критериями, которые определяют важность конкретной информации в данный момент (подробнее в главе “Механизмы разума”).
Все в этой жизни возможно...
|
|
| |
|