Воскресенье, 19.05.2024, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Radii, Юлия  
Форум » Дополнительная информация для получающих курсы школы » АНАТОМИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА » М Е Х А Н И З М Ы Р А З У М А
М Е Х А Н И З М Ы Р А З У М А
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:07 | Сообщение # 1
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
М Е Х А Н И З М Ы Р А З У М А

В течение жизни к человеку приходит внешняя информация, одновременно анализирует он множество различных проблем. Для этого он нуждается, как мы говорили ранее, в данных из памяти (своего опыта). На основании этого решает, что и как делать. Ту часть разума, в которой анализиру-ются проблемы и внешняя информация, договоримся называть разумом аналитическим (РА) по ана-логии анализатора Павлова. Сознание в свою очередь контролирует решения РА и приводит их в действие.
В начале оговоримся, что какого-либо отдела или области, в которые были бы помещены от-дельно память, РА или сознание в мозге нет. Память, РА, сознание - рассредоточены на весь мозг и даже могут проявляться в какой - либо одной области или областях одновременно (поэтому наше деление на память, РА и сознание на рисунках и в тексте условно и предназначено лишь для пони-мания).
Принято считать, что наиболее важные функции разума присущи коре головного мозга, которая содержит 3/4 части от общего числа нейронов в мозге (в мозге около 50 миллиардов нейронов). Ос-новной, или базовой, частью разума является нейронная колонка (около 100 нейронов), колонки со-единяются в нейронные ансамбли, а те, в свою очередь, анализируют информацию.
текущая информация приходит в РА, сравнивается с аналогичной, поступившей из памяти, – это начало анализа. Дальнейшие этапы анализа проходят в РА относительно индивидуальных критериев (принципов) каждого конкретного человека.5 Совокуп-ность этих критериев основывается на целях и задачах разума, определяя очередность обработки информации, и формирует деятельность и поступки человека.
Чтобы выяснить, какие цели и задачи стоят перед разумом, необходимо вкратце рассмотреть, чем является организм и на каких принципах построен.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:07 | Сообщение # 2
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Когда-то очень давно (миллиарды лет тому назад) отдельные клетки соединились, создав про-стой организм. Помогло это в способах добывания пищи, лучшего перемещения в среде и др.6 С другой стороны, чтобы еще больше увеличить способности организма и лучше скоординировать работу клеток, понадобился центр управления (нервная система). Клетки дифференцировались, груп-пировались в органы, мышцы, скелет, образовывали различные системы. Потом возник разум, а за-тем и сознание. Сейчас для нас не важно, почему процесс пошел именно в этом направлении, откуда “взялись” клетки, почему произошел человек и, вообще, что есть жизнь. Посмотрим на это как на свершившийся факт или как упрощенное пояснение целесообразности существования сверх сложных организмов.
Обращаем внимание читателя на то, что каждый уровень организации отвечает своим определенным целям и задачам. Для клетки это питание, деление, выживание. На уровне II наблюдаем сотрудниче-ство между клетками, на уровнях III, IV и V - сотрудничество между различными формами организмов (в том числе видовое и межвидовое) и симбиоз.
Подытожим: при переходе от простой формы организма к более сложной цели и задачи орга-низма дополняют друг друга и формируют основное направление работы разума. Перечислим еще раз то, что будем называть первичными целями и задачами организма.
Цель (пример): жить, как звено в биологической цепи и т.д.
Задачи: питание, сотрудничество, симбиоз, размножение.
Когда ребенок рожден - нуждается он в молоке (питание).
Потом он наблюдает, кто с ним общается, кто его учит (сотрудничество).
В процессе роста его кишечник заселяется полезной микрофлорой (симбиоз).
Когда вырастет, может иметь своих детей (размножение).7
Эти цели и задачи достаточны для организма, но не достаточны для животного и тем более для че-ловека (Homo sapiens). Поэтому на базе первичных целей и задач в течение первых лет жизни путем воспитания формируются - цели и задачи вторичные.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:08 | Сообщение # 3
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Например, когда говорим о питании, то под этим подразумеваем, что можно есть, а что нельзя, как управляться с ложкой, вилкой, ножом, как готовить блюда и т.д.
Основное направление вторичных целей и задач - это реализация первичных способов выжи-вания (питание, сотрудничество, симбиоз, размножение) через физические и умственные возможности организма, а также приспособление его к окружающей среде и социальным нормам общества. Это основа всех последующих знаний, умений, опыта и способностей на основе которых, маленький, а затем и взрослый, человек будет строить свои взаимоотношения с миром. Если вторичные цели и задачи будут совпадать с первичными, то способности, здоровье и активность человека в жизни бу-дут максимальными.8 Если они противоречивы, то это зачастую приводит личность к деградации и болезням. (Вы видели, читатель, абсолютно здорового человека, который отвергает дружеские от-ношения и ничего не ест?)
В основном вторичные цели и задачи формируются к 5-6 годам и, как правило, мало меняются в течение всей жизни. Например, ребенок, воспитанный животными или вдали от цивилизации, прак-тически навсегда останется на уровне способностей, которые получил до этой поры, - это будут его вторичные цели. Мы сейчас не говорим о развитии человека как личности, лишь подчеркиваем, что первые годы жизни - это основа для всей последующей. Конечно, человек продолжает развиваться, изменяется даже к старости, но только способом сформированным еще в детстве воспитанием.
Существует мнение, что есть связь между воспитанием и здоровьем. Например, опыты, прове-денные американским психофизиологом Селигманом, доказывают, что сопротивляемость организма раку зависит от раннего жизненного опыта, а конкретно - от умения преодолевать жизненные трудно-сти с колыбели. Кроме того, все больше воспитателей склоняется к тому, что метод поощрения (как форма сотрудничества) эффективней наказания. На наш взгляд здоровье возможно только там, где вторичные цели дополняют и базируются на первичных.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:09 | Сообщение # 4
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Каким же образом воспитание на это влияет, и как вообще нужно воспитывать ребенка? Мно-го на эту тему сломано копий: “наказывать или нет, а что делать, если он не слушается? ” Одни чи-тают много литературы по воспитанию, другие отмахиваются от советов: “Чего его учить - он еще маленький ” либо “меня никто не учил, сам в люди выбился” - кто как, но все всегда воспитывают ребенка, находясь с ним.
Воспитание со стороны взрослого - это обеспечение ребенка самым необходимым, это поощ-рения и наказания, это разговор с ним.
Воспитание со стороны ребенка - это его наблюдения за поступками всех живых существ, их взаимодействиями, это знакомство с объектами этого мира и доступная форма участия во всем этом.
Взрослый чаще всего пытается научить через беседу.9 Ребенок учится посредством наблюде-ния за результатами своих и чужих действий.
Разница в восприятии воспитания и приводит к тому, что желания родителей не всегда совпа-дают с фактическим поведением их подопечных. Воспитатели передают, а иногда и навязывают, свои модели поведения, принципы, опыт, моральные и нравственные ценности. Что-то из этого будет при-нято ребенком, что-то проигнорировано, что-то вызовет отрицание - вся эта информация будет формировать вторичные цели.
В мозге человека вторичные цели и задачи представлены как наборы нейронных ансамблей, с определенной внутренней архитектурой связи, в разуме - как индивидуальные критерии оценки.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:09 | Сообщение # 5
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Исследования показали, что чем более разнообразна будет внешняя информация и большее обучение (способностей) получит организм, тем богаче и сложнее будут связи между нейронами и тем относительно толще будет кора головного мозга. Современной литературой вопрос формирова-ния нейронных ансамблей достаточно хорошо освещен 4,9, поэтому мы перейдем к описанию ин-дивидуальных критериев оценки.
В первые годы жизни информация играет двоякую роль:
- во-первых, она просто запоминается;
- во-вторых, она формирует основные механизмы мышления.
Разум имеет довольно сложную задачу - связать внешнюю информацию (зрительную, слухо-вую, вкусовую и т.д.) и внутреннюю (сенсорную от мышц, сигналы от вестибулярного аппарата, внут-ренние ощущения в организме и т.д.) с двигательной активностью - все это надо перевести на свой язык ощущений, свести в систему, удобную в обращение.
Изображение на рис.5 - это только одна из возможных схем связи.
Частое повторение какого-то сигнала (например, звукового) ассоциируется с объектом и (или) действием, связывается с собственной деятельностью организма и приводит к тому, что начинают формироваться группы механизмов, которые взаимодействуют между собой, повторяя ассоциатив-ные связи.10
По сути дела, формируется механизм, который реагирует только на определенный вид прихо-дящего (приходящих) сигнала (сигналов) и выдает при этом команду организму и (или) соседним по-добным механизмам. Каждый такой механизм мы называем индивидуальным критерием оценки (ИКО).


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:10 | Сообщение # 6
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Что же представляет собой каждый ИКО? Рассмотрим его действие на примере ИКО анализа вертикальных линий. Из всей зрительной информации, которая поступает в разум, выделяется сиг-нал, соответствующий вертикальным линиям (стены домов, деревья и т.п.). Этот сигнал сравнивается с сигналом от вестибулярного аппарата (равновесие), учитывается наклон головы, общее положение тела, его деятельность - все это в свою очередь сравнивается с памятью, где записан опыт об-ращения с телом и при необходимости критерий выдает корректирующую команду механизмам, ко-торые управляют мышцами тела для поддержания равновесия. (Хотите проверить действие этого крите-рия на себе? Попробуйте постоять на одной ноге с открытыми, а потом с закрытыми глазами. В последнем случае устоять труднее, так как ИКО уже не управляет равновесием организма.)
Существуют различные виды критериев (ИКО):
- оценка правдоподобности информации типа: правда - неправда;
- оценка внешней информации типа: форма, цвет, расстояние, размеры, запах, вкус;
- оценка взаимоотношений между людьми;
- управление внутренней средой, функциями организма, и его действиями;
- заученные модели поведения, как сознательно (например, плавание), так и не осознанно (привычки);
- ценности моральные, этические, нравственные, культура поведения и т.д.
У всех этих критериев есть одно предназначение - ориентация человека в физическом и психи-ческом смысле в окружающем мире.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:11 | Сообщение # 7
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Способности ИКО оценивать приходящую информацию основываются на его памяти. В этой памяти собрана информация, поступившая в течение жизни по какой-либо одной теме, характери-стике или параметру. На основе этой памяти функционирует программа действия ИКО. Вновь при-ходящая информация сравнивается с уже имеющейся в памяти и при определенных условиях за-пускает программу. Таким образом, ИКО является критерием, т.е. всегда дает определенную оценку приходящей информации (принцип линейки - к чему бы мы ее не приложили, она не изменяется, а только измеряет).
Иногда критерии необходимо подстраивать под изменения окружающей среды (ребенок растет и не всегда думает, что детей находят в капусте), и эта функция реализуется тогда, когда в ИКО за-писывается новая информация. Но когда в память ИКО записывается информация, критерий пере-стает в этот момент её оценивать.
Поэтому в ИКО эта проблема решена очень интересным образом.
1. Информация, поступающая в течение дня не записывается сразу в критерий, чтобы не влиять на его работу, а хранится в памяти дополнительной (см. Приложение 1). После анализа эта информа-ция перепишется в память ИКО (анализ и перезапись происходят во время сна. Подробности - в гла-ве “Сон”).
2. Человек может сознательно извлечь информацию из памяти критерия (вспомнить что-то), кроме тех данных, которые послужили основой формирования данного ИКО. То же самое относится и к косвенным данным. Это происходит потому, что припоминание этих данных (с детского и младен-ческого возраста) обычно сопровождаются реакциями в организме, которые тогда имели место, что в свою очередь может привести к дисбалансу внутренней среды (так как организм младенца и взросло-го имеет значительную разницу). Этим обусловлен жесткий охранный барьер на воспоминания ран-него детства.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:12 | Сообщение # 8
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
ИКО могут соединяться друг с другом в любой конфигурации (параллельно, последовательно, последовательно - параллельно). Число критериев оценки прямо пропорционально уровню сложно-сти приходящей информации. Иными словами, когда имеется какая-либо проблема, то её будут ана-лизировать только те ИКО, которые она прямо или косвенно затрагивает. Методом компьютерной томографии (сравнивая метаболизм различных участков коры) можно даже указать, в каком месте мозга активизировались нейронные группы, отвечающие за данные ИКО. 4
Например, фраза: “Лодка по морю плывет”. ИКО: лодка, море, вода, соль, плавание, рифма, стихи, поэт, нравится, цель и т.д.
В основном вся память человека сосредоточена в критериях. Собственно говоря, память и РА - это один и тот же механизм. Благодаря этому и существует такое направление памяти, которое мы обозначили как обычная память. Воспоминание - это восстановление целого или частичного образа из фрагментов, находящихся в ИКО. В свою очередь, аналитическая память - это основ-ной вывод самого критерия по отношению определенных жизненных ситуаций, когда их анализ за-труднен или нет на него времени, типа: “Все они такие".
У каждого человека критерии оценки различны из-за того, что сформированы они на базе инди-видуального опыта, поэтому и реакции людей на одни и те же понятия будут различаться. Это одна из основных причин непонимания друг друга в разговорах, и именно поэтому словами практически невозможно передать ощущение, опыт.11
Например, “Давай дружить” - для одних означает дать конфету, другие понимают, что надо улыбнуться, третьи думают: ”А что ему от меня надо?” и т.д.
Из всех ИКО наиболее субъективны критерии ценностей, и именно эта часть в наибольшей степени ответственна за личность и поведение человека. Речь идет об эмоциях. Напомним, что ИКО - это механизм связи понятий с внутренними реакциями организма, а также с физическими действия-ми.12
Бывает так, что ИКО одного и того же человека вступают в конфликт между собой и этим вызы-вают стресс и неконтролируемые эмоции.13 Такое противоречие называется психическим барьером и приводит к разбалансировке работы разума и тела и к чрезмерному перерасходу энергии.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:12 | Сообщение # 9
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Например, один человек имеет приятеля (ценность - дружба). Еще одной ценностью была правдивость. С некоторого момента он узнал, что друг его обманул (неважно из каких побуждений). Критериям дружбы и правды противопоставился критерий обмана - это привело к психическому барьеру, т.е. к стрессу. Из этой ситуации есть несколько выходов, например, примирение дружбы и обмана либо жертвование дружбой во имя правды и т.д. В основном человек поступает в зависимо-сти от того, какой критерий будет важнее. Менее важные критерии будут перестроены и скорректиро-ваны либо по отношению только к этой ситуации, либо к определенным людям и т.д. Таким образом, появляются различные афоризмы типа “любовь слепа”.
Приведенная выше модель появления стресса очень упрощена. В реальной жизни в расчет входят сотни и тысячи различных ИКО (по ценностям моральным и нравственным) и их согласованное взаимодействие зависит от полученного воспитания и приобретенного опыта. Модель эта все-таки показывает, почему человек переходит от одних принципов к другим. Противоречия между ИКО - это и противоречия между нейронными ансамблями в мозге, которые приводят к рассогласованным реакциям в организме (как, например, попытка согнуть и разогнуть руку одновременно), что в свою очередь ослабляет организм. Ослабленный организм - благодатная почва для микроорганизмов. Поэтому можно пронаблюдать, что после сильного и продолжительного стресса, который был вызван накопившимися нерешенными проблемами, организм заболевает.


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:13 | Сообщение # 10
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Если найти ИКО отвечающие за конкретное функциональное расстройство и вызывающие соответственно болезнь и скорректировать их взаимные реакции, то можно вернуть организм к состоянию здоровья. Причём, многие физиологические показатели приходят в норму через несколько десятков минут после такой коррекции, а полное выздоровление в большинстве случаев (до 80%) обычно наступает на 2 – 3 сутки.14 Конечно, при серьёзных органических изменениях и патологиях недостаточно ликвидировать причины болезни. Выздоровление в этом случае зависит от комплексного фактора, который условно именуется как ”уровень компенсационных защитных сил организма” и учитывает влияния наследственных, генетических, адаптационных механизмов, возраста и т.д. Собственно говоря, выше изложенная информация не является чем-то особенно новой так как, по сути, её можно найти в учебниках по физиологии, в исследованиях геронтологов и т.д. хоть и в другой форме изложения.
Люди давно подметили противоречия между своими и чужими ИКО. Подсознательное желание научиться находить выходы из стрессов выражается в повышенном интересе к фильмам, театру, художественной литературе, в желании узнать побольше о жизни близких, соседей, известных лич-ностей. Сознательное желание выражается через занятия медитацией, йогой, спортом, психотехни-ками. Наблюдается также некоторый уход от конфликтов с окружающим миром - выбор нового места проживания, посвящение свободного времени работе, хобби и т.д. Если противоречия в человеке достигают крайней степени, то может наблюдаться бунт либо отказ от жизни.
В заключение этого раздела представим вниманию читателя некоторые аспекты, касающиеся ИКО и языка.
Число ИКО в разуме составляет величину порядка сотен миллионов и определяет индивиду-альную систему обработки информации для каждого человека. В этом отношении каждый человек на земле единственный.
Людей пытаются делить по типам характеров (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), делят их по знакам зодиака, по году рождения, типу эмоций и т.д. Мы же обращаем внимание чита-теля на язык, которым пользуется человек (манеру произношения, интонации, лексикон, схемы по-строения предложений, диалект).


Все в этой жизни возможно...
 
ЮлияДата: Четверг, 09.12.2010, 09:13 | Сообщение # 11
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2121
Статус: Offline
Часто именно это определяет принадлежность индивида к какому-нибудь роду, семье, группе, клану, нации, народности и культуре вне зависимости от того где человек проживает и какой язык изучает. Иными словами, он будет мыслить в основном по определённой системе, сформированной ещё в детстве. (Даже если в совершенстве владеет иностранным языком, думает им и живёт в той стране, с наилучшим желанием перенять её культуру. Многие эмигранты сталкиваются с подобной проблемой.) Существует также корреляционная связь между ментальностью и определёнными типами болезней, тематикой юмора, типами реакций нервной системы, вопросами веры, стилями жизни и т.д.
Один из нюансов системы мышления заключается в понятиях, которые несут слова и их бук-вальным смыслом, созвучие с подобными однокоренными, но с другим значением – все это опреде-ляет способ взаимодействия ИКО между собой и приводит ко многим интересным явлениям.15
Так, если какая-то часть информации (например, из истории нации либо рода своей семьи) не будет известна, то разум может достроить (выдумать) ее на основании имеющихся данных и отнести к разряду догадок, если она хоть как-то обоснована логически. Такого рода догадки побуждают лю-дей верить в реинкарнацию, придерживаться старых поверий и восстанавливать такие обряды, как спиритизм (даже в период ярого атеизма сохранилось название: “неодушевлённые” предметы). Эти явления тоже определяют культуру, ментальность народа, распространяемую через данный язык. Рекомендуем также в этой связи почитать исследования Тайлора 18 и других антропологов.
В этом аспекте так же интересен феномен “силы слова” (типа: словом можно убить и вылечить). Иллюзия силы слов вытекает из того, что этот набор звуков тесным образом связан с внутренними реакциями и действиями организма через ИКО.

5 Под индивидуальными критериями человека понимаем его моральные ценности и нравственные, этические нормы (типа добро - зло), оценку окружающего мира (типа темно - светло, близко - далеко) и полную гамму внутренних ощущений (типа приятно - неприятно).
6 Есть ещё один смысл в объединении клеток, заключающийся в энергетическом аспекте. В многоклеточной системе относительный уровень энергозатрат значительно ниже уровня энергозатрат одной клетки. Это также одна из причин клеточного размножения.
7 К первичным целям и задачам нужно также отнести инстинкт самосохранения, способности организма к адаптации, обучению и развитию (которые, как мы потом увидим, реализуются через потребность во сне и покое), и т.д.
8 Первичные задачи и цель не просто допущение. Различные религии давно подметили эту особенность и стараются проповедовать моральные принципы, которые прямо либо косвенно совпадают с ними. (Например, 10 библейских заповедей).
9 Очень трудно, а иногда и невозможно передать взгляды и суждения как опыт посредст-вом беседы. Объём информации при таком способе передачи слишком мал в сравнении с возможностью постоянного наблюдения и участия и мало влияет на общее поведение из-за того, что механизмы управления просто не успевают сформироваться.
10 Ассоциативные связи - то же самое, что связи между видами сигналов, то же самое, что связи между нейронами или группами нейронов. Это не память - это соединение, структура.
11 По сути дела, люди спорят на основании своих критериев. Переспорить же критерий невозможно - это просто механизм.
12 Эмоции связаны с изменениями работы эндокринных желез (гормональными) и мысли-тельными процессами. Это отражение внутреннего состояния организма в психике человека либо реакция организма на различные жизненные ситуации. С точки зрения динамики процессов важны не сами эмоции, а сколь быстро организм возвращается к состоянию равновесия. Состояние равновесия - это соответствие между физической деятельностью и внутренним состоянием.
13 Неконтролируемые эмоции - реакции в организме, вызванные противоречивостью сигналов исходящих, от разума и управляющих вегетативной нервной системой, и также не соответствующих физическому статусу организма. Например, дрожь в конечностях. Ощущения при этом обычной оценке не поддаются.
14 Этот эффект наблюдается постоянно, хоть в наших работах это побочное явление. Попутно заметим также, что в медицинской практике применить такой метод как лечебный будет невозможно, так как это связано с рядом трудностей. Например, достаточно сложно быстро определить те ИКО, которые отвечают за конкретную патологию, проблема длительного обучения персонала и т.д.
15 Например, засыпать (яму) и засыпать (в кровати), повезёт (на машине) и повезёт (в ситуации) и т.д. У каждого народа разные соотношения и логические связи понятий и символов.


Все в этой жизни возможно...
 
Форум » Дополнительная информация для получающих курсы школы » АНАТОМИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА » М Е Х А Н И З М Ы Р А З У М А
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Сайт модерируется под управлением Ro-n Computers